Медицинская служба

 

 

      

Медицинский кабинет МБОУ "Школа №45"

прием ведут

врач:   Павлова В.В.

фельдшер: Захваткина Л.Ю.

 

График работы медицинского кабинета

врач  Павлова В.В.

   Вторник: 08.00-16.00

   Четверг: 08.00-16.00

фельдшер Захваткина Л.Ю.

   Понедельник: 10.00-16.00

   Вторник: 08.00-16.00

   Среда: 10.00-16.00

   Четверг: 08.00-16.00

   Пятница: 08.00-14.00

 

Читайте СОВЕТЫ ВРАЧА  по профилактике гриппа ->>>

 *******************

 

Что такое утомление? Отчего возникает чувство усталости?

      Медицинская служба

  Долгое время наука не могла дать точный ответ на эти вопросы. Высказывались самые различные догадки. Лишь постепенно удалось установить подлинную природу и причины утомляемости человеческого организма.

    Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов утверждал, что утомление непосредственно связано с работой центральной нервной системы.

     Человек идет по горной дороге. Сначала он продвигается вперед быстрыми шагами, затем ему становится все труднее и труднее поддерживать прежнюю скорость движения, и он постепенно замедляет шаги. Появляется чувство усталости, и может наступить такой момент, когда уже нельзя будет сделать ни одного шага. Что же произошло? Наступило резкое утомление тех отделов головного мозга, которые управляют движениями ножных мышц.

     Такова же природа и умственного утомления. Например, добросовестный и прилежный ученик занят решением математических задач. Сперва все идет хорошо, задачи решаются легко, но вот он начинает все чаще задумываться, на его лице возникает выражение усталости, в его решениях появляются ошибки, число их растет. Это значит, что нервные центры головного мозга устали. Нужно дать им отдых.

     Гениальный русский ученый Иван Петрович Павлов показал, что жизнедеятельность любой части человеческого организма регулируется высшими отделами центральной нервной системы, так называемой корой головного мозга. Нервные клетки коры головного мозга не могут беспрерывно работать и нуждаются в отдыхе, иначе они могут выйти надолго из строя — заболеть или даже погибнуть. Чтобы этого не случилось, они приостанавливают, или, как говорят ученые, тормозят свою работу. Когда такое торможение распространяется на небольшой участок головного мозга, у здорового человека появляется чувство усталости, потребность отдохнуть. А когда торможение захватывает значительную часть мозга — человеку хочется спать.

     Взрослые люди успешно могут бороться с усталостью, работать без и отдыха, но недолго. Человек может прожить без пиши (на одной лищь воде) несколько недель, но без сна в течение 2—3 суток даже самые крепкие, здоровые люди делаются похожими на тяжелобольных.

     Дети еще более чувствительны к недостатку сна и отдыха. Детский не может, без вреда для себя, долго бодрствовать. Чем младше ре-, тем больше часов в сутки он должен спать. Новорожденные дети все время спят. Ощущение детской кожицей солнечного света, све- или прикосновения (при обмывании) оказывается для нервной нелегкой работой. Серьезная нагрузка для них— и процессы переваривания пищи. Вот почему малыши легко залают на прогулке, после купанья и кормления.

     Дети дошкольного возраста и раннего школьного возраста тоже вольно быстро устают. Утомленный ребенок теряет хорошее расположение духа, начинает по пустякам капризничать, раздражаться, засыпает. Внимание и память у него ослабевают, движения теряют свою уверенность, точность, слаженность; глаза краснеют, лицо бледнеет становятся теплее, а уши—холоднее обычного; дыхание учащается, бина его уменьшается. Сердце тоже начинает биться чаще, но зато удар его оказывается слабее, чем в норме. На уроке утомленные дети теряют интерес к занятиям, делают много ошибок от невнимательности, неаккуратно обращаются с тетрадями, книгами, приборами, пачкают их портят и т. д.

     Длина шага усталого ребенка уменьшается; во время походов и экскурсий он обычно плетется позади остальных и легче может стать жертвой несчастного случая. При подъеме на гору или лестницу усталые дети то и дело спотыкаются, потому что недостаточно высоко поднимают ногу То же происходит и при ходьбе по неровной местности. Утомленные дети невольно начинают писать крупным почерком. Если у ребенка были какие-нибудь недомогания (насморк, кашель, зубная или головная боль), то при утомлении они обычно усиливаются. Оживляются забытые плохие привычки: некоторые дети начинают грызть ногти, сосать пальцы, почесываться, иногда забиваются куда-нибудь в угол и не хотят вылезать оттуда. Осанка утомленного школьника нарушается. Он сидит кое-как, гнет спину назад или вбок, чересчур низко наклоняет голову. Это способствует развитию искривлений позвоночника и близорукости. Аппетит расстраивается. У нервных детей могут быть боли в животе, тошнота, понос и рвота.

     Дальнейшее нарастание утомленности дает себя знать признаками приближения сна. Дети зевают, потягиваются, часто моргают веками, трут глаза. Шейные мышцы слабеют, начинается «клевание» носом, и ребенок может даже заснуть во время урока. Иной раз утомление у детей вызывает повышение их активности: они начинают чрезмерно шалить, то и дело смеются, возбужденно разговаривают, ерзают на сидений, не опушаются взрослых, иногда даже грубят им. Такая вспышка активности обычно длится недолго и сменяется вялостью и сонливостью.

     Хорошее средство предупреждения утомления — своевременная смена деятельности. Замечено, что люди, имеющие широкий кругозор, обладающие разносторонними интересами, устают при прочих разных условиях меньше, чем люди с ограниченным кругом интересов. Как известно, Обломов большую часть своего дня занимался тем, что спал. Напротив, все знаменитые изобретатели, выдающиеся ученые значительную часть своих суток заполняли кипучей деятельностью и при этом сравнительно мало жаловались на усталость. У таких людей происходит постоянная смена одного вида нервной деятельности другим видом, и, следовательно, каждая часть центральной нервной системы работает сравнительно недолго и не успевает утомиться. Это относится не только к взрослым, но и в еще большей степени к детям. Нередко родители удивляются неутомимости ребенка: он то бегает, то прыгает, то рисует и т. п. Между тем, секрет этой «неутомимости» как раз и заключается в постоянной смене одного занятия другим. Заставьте ребенка заняться чем-нибудь одним, и он быстро Утомится. Важно следить за тем, чтобы школьник вовремя переключался занятий и развлечений, требующих умственного напряжения, к подвижным играм, работе по дому. Не рекомендуется, например, сразу после занятий играть в шахматы или читать. Разумеется, и здесь нужно знать меру. Нельзя поощрять чересчур разнообразную деятельность детей. Так, один очень способный мальчик-семиклассник, помимо учения в общеобразовательной школе, занимался музыкальной школе, самостоятельно изучал английский и немецкий и увлекался игрой в футбол. Дело кончилось тяжелым нервным переутомлением мальчика. всего сказанного нельзя делать вывод, что детям вообще вредно воспитатели должны при появлении у детей признака малейшего утомления заставлять их отдыхать или же немедленно укладывать спать. Это делать не следует, так как умеренное и своевременное млеппе в комбинации с достаточным отдыхом и сном приучает ребенка к борьбе с препятствиями, облегчает ему усвоение нужных умений и навыков, укрепляет выносливость его нервной системы.

     Иное дело—преждевременное или чрезмерное утомление, которое может нанести вред здоровью ребенка, нарушить его нормальное развитие. Что вызывает преждевременное и чрезмерное утомление? Прежде всего, неправильный режим дня. Если строго придерживаться определенного режима дня, можно без вреда для себя годами заниматься утомительной работой. Для каждого возраста существует свой режим. Он составляется с таким расчетом, чтобы ребенок мог без ущерба для здоровья не только плодотворно усваивать уроки в школе, выполнять домашние учебные задания, но и вовремя поесть, поспать, искупаться, погулять, поиграть, помочь дома по хозяйству, заняться спортом, почитать книгу и т. п.

    Дети с ослабленным здоровьем быстрее устают. Для них должен быть создан облегченный режим дня: меньше заниматься, больше гулять, спать, чем остальные дети. Особенное внимание следует обратить на детей, перенесших ревматизм и туберкулез. Переутомление может вызвать новую вспышку болезни, уложить ребенка надолго в постель.

     Ребенок, обладающий плохим зрением, сильно устает, когда ему приходится напрягать глаза. Если такое напряжение продолжается долго, может возникнуть упорная головная боль, бессонница, потеря аппетита, тошнота и даже рвота. В таких случаях надо обратиться к "специалисту по глазным болезням, который даст необходимый совет и, если надо, пропишет очки. Если школьник начинает часто уставать, нужно обязательно сообщить об этом врачу.