Творчество учителей

 

Информационные технологии в творчестве учителя

  Распространение в сфере образования, и школьного в частности, компьютеров, внедрение компьютерных технологий в преподавание точных и гуманитарных дисциплин постепенно закрепляется в сознании среднестатистического учителя со стажем, как объективный процесс.

  Согласно наблюдениям, подавляющее большинство наших уважаемых педагогов скептически относится к необходимости применения компьютерных средств и технологий в обучении в звене средней школы.

  Тому есть ряд причин:

1)неверие в возможность компьютерной техники полностью реализовать их замыслы;
2) понимание объективной трудности освоения компьютера человеком средних лет, не изучавшим этих технологий никогда в прошлом;
3)откровенное нежелание изучать незнакомую и `тонко чувствующую` технику с учетом существующей уже перегрузки
4) надежда на самобытность российского пути в построении школы 21 века, то есть успешное продвижение вперед за счет совершенствования традиционных методик научения.

  Итак, с одной стороны выступает субъект, к которому и обращены взоры сторонников информатизации работы учителя, а с другой объект - содержание и методы подачи изучаемой информации среднему учащемуся. Вот здесь-то и наблюдаются интересные и отчасти противоречивые тенденции, которые на российском информационном рынке представлены двумя основными направлениями: созданием электронных учебников на CD-ROM и созданием доступных через локальные и глобальные сети банков информации по предметам, интересам учащихся, методикам преподавания. В своих полемических рубриках журнал `Компьютер в школе` с середины 2000г. дает слово представителям этих 2-х направлений.

  Необходимо констатировать, что полемика протекает без радикальных предложений и отрицания достижений оппонентов, что нетипично для современной российской модели общения, но чрезвычайно приятно. За авторами компьютерных учебников признается гораздо более эффективная подача материала, возможность организации дифференцированного по уровням изложения, иллюстрированного с помощью видео-, графических и аудиоресурсов учебника. Однако, и с этим нельзя не согласиться, учебник становится недоступным в обычных классах, где нет ПК, в силу недостаточного количества персональных домашних компьютеров он подчас недоступен и определенной части учеников, и поэтому пока не может
служить альтернативой обычному учебнику. Другой недостаток таких жестких курсов - невозможность даже при наличии в классе проекционного комплекса добиться органического сочетания материала учебника и комментария учителя, остающегося главным действующим лицом при изложении материала урока. Тенденциозность позиции автора обычного учебника, особенно это касается таких предметов как история, экономика и право, да и современная биология, подчас является основным препятствием к использованию учебника. Этого не лишен, к сожалению, и электронный учебник.

  Главной задачей современной школы, является предоставление учащимся возможности самостоятельного выбораобъема, сложности, способа описания материала. Развитие учащегося происходит при выходе за рамки, очерченные программным минимумом, при возможности познакомиться с альтернативными точками зрения, выбрать посильную и интересную форму закрепления материала. В этом смысле электронная медиатека гораздо более эффективна для использования как учителем, так и учеником. Создание таких электронных архивов источников, баз теоретических знаний по предметам, архивов уроков изложения и закрепления материала позволило бы нашим передовым учителям передать молодым богатейший опыт накоплений отечественной школой, безусловно, и по сей день лучшей в мире по многим качествам. Накопление таких ресурсов на сегодня возможно только на серверах Интернет, хотя для конкретного учителя материалпредпочтительнее сосредоточить на CD.

  Таким образом, путь учителя в подготовке важнейших уроков - от подбора теоретического и иллюстративного материала в электронных архивах в Интернет до записи отобранного на CD и многократного использования. Современные сессионные методы записи на компакт-диски позволяют пополнять материал на дисках из года в год без ущерба методическому построению урока.

  Посмотрим, как реализуется на сегодня данная возможность при подборе материала по физике. Большинство имеющихся на компакт-дисках курсов физики - Физика в картинках, Открытая физика - устарели с точки зрения качества мультимедийного обеспечения, а новые предложения, подобные продуктам Боревского - это электронные репетиторы для самостоятельной работы хорошего ученика, но не более того, или совершенно не выдерживающие критики по качесту теоретического материала продукты 1С Физика и т.п. Необходимость пополнения этого традиционного набора давно назрела, и учителям надо смелее брать в свои руки инициативу по созданию и, главное, пополнению электронных баз знаний в Интернет.

  Необходима государственная поддержка тех центров, где высок уровень преподавания предметов, есть учебно-методические материалы в электронном представлении, развиты методики использования компьютерных средств в проведении уроков всех видов и по различным предметам. На сегодня основные усилия Мультимедийного центра при Министерстве образования РФ сосредоточены на создании продуктов на CD и поддержке нескольких центров
мультимедиа в сфере высшего образования. К предложениям и нуждам региональной школы они пока глухи. Понятно их желание сосредоточить все виды обучения учителей новым технологиям в столице, но в эпоху Интернет это, по-моему, просто утопия.

  Хочется верить, что от порочных идей стандартного электронного учебника мы перейдем в ближайшем будущем к созданию региональных, а затем и национальных электронных библиотек педагогического опыта.