Информационно образовательная среда (ИОС) МБОУ «Школа №45» постоянно развивающаяся система. Вначале ИОС развивалась линейно, постоянно усложняясь, по следующему сценарию: первые шаги – несколько компьютеров, затем открытие первого компьютерного класса и далее появление общешкольной ИОС. По мере усложнения начинается многостороннее параллельное развитие ИОС МБОУ «Школа №45»: её основа – школьная компьютерная сеть, которая объединила имеющиеся компьютеры в единую ИОС и связала их с Интернет; а также совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.); развитие культурных и организационных форм информационного взаимодействия, компетентности участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных и профессиональных задач с применением ИКТ.
Основная цель развития информационно-образовательной среды (ИОС) МБОУ «Школа №45» – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу.
Задача ИОС – аккумулирование, упорядочение, предоставление всей необходимой социокультурной, научно-популярной, познавательной информации, систем поиска, коммуникации, а также «автоматизация» труда административно-управленческого персонала, учителя, обеспечение личного «электронного управления» собственной деятельностью, деятельностью обучающихся и окружающей средой.
Развивающаяся структура ИОС МБОУ «Школа №45», имеет сложный компонентный состав: внутренняя ИОС – локальная сеть, в которую включены автоматизированные рабочие места учителя, школьная медиатека, творческие мастерские, цифровые лаборатории и др.; личная ИОС каждого субъекта образования, являясь частью целостной ИОС, не только методически управляема со стороны ИОС МБОУ «Школа №45», но и самоорганизуема на уровне личности самого субъекта; внешняя ИОС, включает все множество внешних информационных ресурсов, доступных субъектам образовательного процесса (в ее состав включены сетевые социально-педагогические сообщества, сетевые хранилища электронных образовательных ресурсов, сетевые лектории, сайт ОУ, который «презентует» ОУ во внешней среде и прочее). Наличие программно-технических, организационно-методических и коммуникационных средств делают возможным обеспечение «диалога» МБОУ «Школа №45» в «среде» и со «средой». Программно-технические средства включают операционные системы, прикладные программные средства, автоматизированную информационную систему управления, программно-методические комплексы, электронные образовательные ресурсы, web-ресурсы глобальной сети «Интернет», а также объединяют – классы, программно-технические комплексы, цифровые лаборатории, медиатеки, автоматизированные рабочие места. Подобраны соответствующие программные, методические и дидактические материалы необходимые для реализации образовательных программ 1-11 классов. Все компьютеры подключены к сети Интернет.
Организационно-методические средства базируются на законодательных, нормативно-методических и распорядительных документах, включают наличие должностных обязанностей и инструкций, регламентов, а также технологии управления проектированием, функционированием, обеспечением и развитием ИОС ОУ. В МБОУ «Школа №45» проведена системная работа по разработке локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения как совокупность процессов, управляемых уполномоченными лицами, результаты которых периодически оцениваются на основе объявленных критериев.
В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов информационно образовательная среда МБОУ «Школа №45» должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Сайт школы содержит информацию о работе учреждения, расположен по адресу: www.schooln45.ru. Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность, достоверность информации согласно п.4 и п.5 ст. 32 Закона «Об образовании»: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года; копии: (сканкопии) документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; отчет о результатах самообследования; информация, размещенная на официальном сайте ОУ обновляется в течение 30 дней, со дня внесения соответствующих изменений; функционирует электронный журнал, обеспечивающий через Интернет доступ родителям (законным представителям) обучающихся, к информации об образовательных результатах, достижения детей.
В МБОУ «Школа №45» организована деятельность по созданию определенных условий, организация и соблюдение которых способствуют функционированию и развитию информационно образовательной среды, а именно:
- организационно-педагогические условия построения ИОС в профессиональной деятельности участников образовательного процесса;
- модернизация системы методической работы в школе как основа организации процесса обучения школьников и повышения квалификации учителей при использовании ИКТ в образовательной деятельности;
- развивается сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями округа, города;
- создание соответствующей материально-технической базы образовательного процесса.